«КОВЧЕГ» – большая жизнь в короткой форме рассказа

12.04.2019

«КОВЧЕГ» – большая жизнь в короткой форме рассказа

Еще три автора из «Ковчега» и три точки зрения на жизнь в литературе и на жизнь самой литературы. Той самой, в которую пытаешься войти так, чтобы с тобой хотя бы поздоровались местные аборигены, заметили… Недавно Андрей Геласимов определил серию «Ковчег» и ее первый сборник в современной отечественной литературе как явление природы – выпавшую свежую росу. В литературу пришли новые авторы. Хорошие авторы. Давайте с ними познакомимся, поймем их как себя. Вот еще три росинки…))

   Елена Пучкова – автор рассказа «Кукла», а также главный редактор ИД «Городец» и редактор книжной серии «Ковчег».

Каф5.JPG

 











- Елена, вопрос из области профессиональных интересов и профессиональной же ответственности: современная русская проза и жанр короткого рассказа. Чего им не хватает?

- В первую очередь – внимания и поддержки. Если в прежние времена молодой автор мог привлечь к себе внимание, «засветившись» в толстых литературных журналах, тиражи которых доходили до миллиона экземпляров (сегодня – едва ли несколько тысяч) и на страницах которых шли настоящие дебаты критиков, то сегодня мелькают одни и те же имена уже признанных писателей, рецензии публикуются на одни и те же книги, так что даже может создаться впечатление, что других авторов у нас вроде как и нет. Что делать – коммерция, а значит, нужны бренды, зачем рисковать с неизвестными авторами.

 - Вы – редактор, чья работа оценивать тексты, у вас профессиональный взгляд и чутье. За что авторам Ковчега стоило бы дать литературную премию?

- Рассказы в сборнике очень разные: жестко реалистические и романтические, парадоксальные и неожиданные. Объединяет их то, что это настоящая проза. Авторы поднимают очень сложные и тонкие темы, оценивают мир не безлично, а с точки зрения интересов человека, его духовного развития. Страдания, радости, заботы, все переживания талантливо изображенных персонажей становятся на время переживаниями читателя, независимо и ненавязчиво формируя его отношение к миру, к людям. Мне нечасто приходилось видеть, чтобы верстальщик, вместо того чтобы верстать книгу, сидит и читает ее с экрана, не в силах оторваться. Это о чем-то говорит?!

 - Вы же сами пишете книги. О чем и как Вам хочется написать? Что показать?..

Ох, хочется так много, а времени так мало!.. Сейчас работаю над циклом рассказов, описывающих «пограничный» мир между реальностью и вымыслом, что позволяет под новым углом взглянуть на происходящее, дает возможность персонажам проявить себя с неожиданной стороны и создает своеобразный эффект «кривого зеркала». А темы самые разные: человеческая отчужденность, одиночество человека в большом городе, его непростые взаимоотношения с другими людьми.

 - Пишете роман? Работа редактора помогает или мешает?

- С одной стороны, моя работа, безусловно, способствует расширению кругозора. С другой стороны – почти не оставляет времени на собственное творчество. Поэтому я, в первую очередь, – поэт и детский писатель, а в прозе отдаю предпочтение жанру рассказа. Я и так сплю по три-четыре часа, так что о более крупных формах пока могу лишь мечтать.

 Сергей Платон – автор рассказов «Головастики», «Седьмое ноября», «Кулемы» – актер, режиссер, педагог.

Платон-9.jpg











- Сергей, что не так в современной русской прозе? И в жанре рассказа?

- Говорят, Донатас Банионис как-то сказал: "В искусстве надо искать не новое, а вечное! Ведь можно надеть пиджак вместо брюк, это будет ново, но глупо"... Вот уж не мое авторское собачье дело оценивать современную русскую прозу, но, вот, этого ей и не хватает...

- Да, скажите ей!

- Так вот, сборник рассказов "Ковчег" - то самое "вечное новое" с нормально надетыми брюками. И краткая форма, скорее, достоинство безусловное. Это же надо же такому случиться, чтобы семнадцать авторов в одно и то же время, очень по-разному, но очень "об одном и том же" написали! Вот не зря это всё и не случайно. Свежий тренд это, или странность издателя? - об этом нам критики скоро расскажут. В одном уверен точно - ещё почти не вышедшая книга вдруг стала легендарной (как и вся серия). Что-то там интересное происходит в московском Издательском доме "Городец". Что-то хорошее. А я и рад...

- Спасибо от имени Городца! Да, издательство в вас и других авторах видит свежий литературный тренд! В этом ряду авторов, чем вы уникальны? Как думаете, за что литературную премию должны дать?

- Я автор - драматичный (во всех смыслах). Чего бы ни писал, в результате драма получается. Именно за это все конфеты и получу. У каждого внятного автора есть своя, только ему понятная придурь. За нее сначала очень критикуют, а потом именно за нее и любят, да.

 - Продолжаете писать? О чем?

- Черновиков лет на десять вперед понаписано. Скоро выпускаю повесть "Право на дверь». Там человек и люди, там юный вор и окружающие; там вор, перестающий воровать... хотя, двумя словами этого не рассказать…

- Уже стихи…

- В общем, 4-5 авторских листов получается... Допишу вот, рукопись пришлю, там и поговорим. Хорошо? :) Об этом и переживаю ежедневно...

 - Чем сейчас занимаетесь по жизни?

- Много лет уже работаю автором, но это дело не кормит... Ныне - курьер в суде, до этого - сторож музея, до этого - арт-директор рекламного агентства, до этого - режиссер. Параллельно со всем этим - театральный педагог (речь, режиссура, мастерство актера). Получается, всю жизнь одной профессией занимаюсь, она и писать помогает... :)

 Леонид Ильичев.jpg














Леонид Ильичёв – автор рассказа «Нора» -- инженер, математик, руководитель научно-производственной компании, кандидат технических наук.

 - Леонид, спор физиков и лириков канул в Лету, но все же, интересно, какие претензии у математика и инженера могут быть к современной русской прозе и жанру короткого рассказа, в частности?

- Главное, чего, на мой взгляд, не хватает большинству современных молодых писателей - отсутствие жизненного опыта. А многих зрелых отличает мелкотемье. Писать умеют многие, а кто не умеет — этому можно, как выяснилось, научиться, -- но настоящий успех там, где есть жизнь и смерть, кровь, пот и слёзы и, главное, — умение подняться над конкретной ситуацией, обобщить и понять всю картину жизни, а потом вернуться к частному человеку и рассказать ему, в чём его правда. Для этого, мне кажется, писатель сам должен многое пропустить через себя и прочувствовать. Собственный жизненный опыт многое даёт, в этом смысле.

- О чем вам хочется писать?

- В своих текстах мне хочется показать читателю мир с той точки зрения, с какой на русском языке его ещё (почти) никто не показывал, -- с точки зрения бизнеса, с точки зрения работодателей, с точки зрения людей, создающих ценности и имеющих положительную программу.

- А в современной литературе этого еще нет?

- Герои большинства современных писателей либо страдающие «маленькие человеки», либо мелкие жулики, которых на ранних этапах посадили в тюрьму, и они там «осознали», либо никчёмные ноющие интеллигенты, которые ничего не умели и ничему не научились, либо «золотая» или незолотая молодёжь, потерянное поколение...

- А ваши герои…

- А мои герои разные, но за ними всегда есть значительная биография. Но на самом деле для меня главное — задеть читателя эмоционально. А мысль в рассказе донести через чувство, а не резонёрским приёмом.

- И все же вы не ответили, какую книгу мечтаете написать?

- Хотелось бы написать о многом и о разном, например, современный роман. О советском человеке, инженере. О том как он меняется вместе со страной и обществом. О том, как жизненные обстоятельства могут вынести человека наверх — в смысле роста ответственности перед собой, коллективом, обществом. О том, каково это создавать «деревню относительного благоденствия» на острове «беспредела» в бескрайнем мировом океане, и как с этим жить ее обитателям, островитянам и людям из иных миров.

- Говорите загадками…

- Хочется описать реалии жизни так, чтобы не в лоб, а как пишет художник, -- чтобы читатель сам почувствовал и понял, о чём идёт речь, и сделал для себя выводы. А это непростая задача.

- Ваша основная профессия, чувствую, влияет на писательское творчество.

- Профессий было много. По первому образованию я инженер-механик, по второму — математик, десять лет учился играть на скрипке, немного играл в регби, семь лет играл в известной питерской рок-группе первого, ещё андеграундного, до рок-клубовского призыва; работал инженером-исследователем в НИИ по первой специальности; потом много лет на производстве по второй специальности — программистом, затем на стыке обеих — руководителем подразделения. Когда начались новые времена, пригодились школьные и институтские уроки английского, стал замом руководителя предприятия по внешним связям. К знаниям техники прибавились знания в коммерции, международном бизнесе. Через этот, практически, прыжок в неизвестность, с нуля пришёл к бизнесу, связанному с наукой, инженерным делом, производством, образованием...

- А как же это случилось, что вы стали еще и литератором?

- Несколько лет назад стал слушателем литературной школы Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова. Слушал, слушал и сам обрел голос как автор рассказов. Надеюсь расти в этом смысле дальше. Ведь жизненный опыт помогает писать, есть о чём.

- Трудно совмещать?

- Литературная работа идет параллельно с основной. Сложно, конечно. И времени не хватает, и переключаться непросто... Но потребность писать не даёт смириться с обстоятельствами и оставить это потрясающее занятие.

 «Погрузиться в "росу"» новой прозы можно по ссылке: https://clck.ru/FKKLs

Беседы с ковчеговцами ведет Владимир Чернец.


ИД «Городец»

Издательский Дом «Городец» создан в 1996 году. За короткий срок он стал одним из лидеров среди издательств России и стран СНГ.

Подписка на новости издательства