Войти
06.07.2020

Добро пожаловать в клуб страха! Интервью с художником-иллюстратором Иваном Ивановым


Иван Иванов родился на Урале, там же учился 8 лет. Окончил ДХШ и художественно-графический факультет КПУ. Свой творческий путь начал в детстве, когда родители увидели талант сына. Они всячески способствовали развитию его способностей и покупали хорошие краски и кисти. Свой первый заказ Иван получил в 6 лет: он разрисовывал витрины местной «булошной» к Новому году. Стоя целый день на табуретке и рисуя снег, бороду Деда Мороза, снеговиков зубным порошком (белой гуаши было мало), Иван заработал первый гонорар — большой кулек карамели.

Впоследствии было освоено несколько профессий, в том числе художник по куклам, маскам. Иван рисовал для книг, журналов, газет, рекламных агентств. За годы работы появились любимые темы для иллюстрирования — мистика, сатира, сказки, мифы, животные.

    


Сегодня мы узнаем чуть больше о человеке, который проиллюстрировал свыше 100 книг, многие из которых, возможно стоят у нас дома. Иван Иванов поведал нам о своих планах, а также о книгах, котах, творческом пути и жизни.


Лабиринт Иван, расскажите, что вы больше всего любили рисовать в детстве?

Иван Иванов В детстве мне часто приходилось рисовать то, что нужно. Обучение в детской художественной школе академическое: основы композиции, перспективы, рисунка, живописи, история искусств, ДПИ. Для меня отдушиной были уроки композиции. Во-первых, на данное всем задание я приносил по 20 и более эскизов, во-вторых, самостоятельно осваивал технику «тушь, перо». И рисовать мне нравилось больше всего сказочных героев, как и читать про них: Баба-яга, гномы, черти и т.п.

Л У вас узнаваемый стиль, в котором доминирует гротеск. Как вы пришли к нему?

ИИ Мне в детстве нравилась книга Теккерея «Кольцо и роза» с сатирическими рисунками. Они мне очень запомнились, прямо въелись в душу, можно сказать. А также я читал Н. В. Гоголя и смотрел журнал «Крокодил». А что это, как не социальный гротеск, — все эти фельетоны, анекдоты и прочее? Пропитался...

Л Вы согласились показать нашим читателям святая святых — свое рабочее место, где создали и продолжаете создавать большую часть своих работ. На фотографиях мы видим прекрасных пушистых помощников. Были ли случаи, когда они как-то участвовали в процессе создания иллюстраций?

ИИ «Помощники» эти — в кавычках. Придет, ляжет на стол туша весом более 7 кг — как рисовать? Мы взяли у волонтеров когда-то черного кота. Он был бродягой и бандитом, очевидно, с детства. Пуля в спине (в мышцах), обгрызенные концы ушей, отсутствие передних зубов и шрамы на морде. И этот хитрый прищур глаз... Назвали его Хан. И он оправдывает свое имя. Кошка — Лиса, с ударением на «и». Как пить дать — норвежская лесная порода. Похожа на рысь и ведет себя так же. Запрыгивает на спинку кресла, когда совсем не ждешь. Конечно, мы их любим, это члены нашей семьи. Портрет Хана есть на иллюстрации к новелле «Черный кот» Эдгара Аллана По в сборнике «Вампир».

        

Подробнее: https://www.labirint.ru/now/klub-straha/

Л Говорят, что удивительное свойство ваших работ — то, они притягательны и отталкивающи одновременно. Согласились бы с этим утверждением?

ИИ Ну, раз вы так говорите...

Л Вы любите разных злодеев и противоречивых героев, видите в них особую красоту. Расскажите, чем они вам интересны.

ИИ Красоты там особой нет, есть «изюм». В каждом персонаже своя, как говорится, изюминка. В отрицательных героях изюму много. Это противоположности положительным героям, антагонисты. Почему они мне интересны — объяснить не могу. Я просто чувствую их магнетизм и хочу показать «во всей красе» другим.

Л Когда работаете, думаете ли о том, как будет воспринято творчество, что увидят в нем?

ИИ Наверное. Мне хочется, чтобы увидели «второе дно». У меня часто бывают рисунки (которые в формате альбомного листа), где «два в одном» — есть несколько изображений. Герои, например, идут или бегут куда-то, а общий план, пейзаж или интерьер похожи то на череп, то на морду Зверя.

Л Вы читаете книги, которые иллюстрируете?

ИИ Конечно. Даже если нужен лишь рисунок для обложки — читаю от корки до корки. Только потом начинаю придумывать рисунок. И еще: писатели знают, как выглядит их персонаж, а я — нет. Его описание, детали его образа часто «размазаны» по всему тексту. Так, например, лишь из последней главы я узнаю, что у главного героя есть усы. Или что он на протяжении всей повести носил шапочку на голове...

Л О чем важно помнить, создавая образ всем известного персонажа? Когда вы работали над иллюстрациями для дилогии «Упырь» и «Вампир», пересматривали ли работы других художников, интересовались, как они увидели всем известных героев книг?

ИИ Важно помнить о времени, об описываемой эпохе. Антураж, одежда, оружие и т.п. — это особенная атмосфера. Как, собственно, и атмосфера произведения. Одно дело — мистика, готика, и совсем другое — сатира, юмор. По сборникам — что-то видел ранее, что-то в процессе работы. Но могу сказать, что большинство произведений из этих сборников иллюстрациями не «избаловано». Посему особо сравнивать не с чем. Ну или совсем уж «ретро» рисунки, а сейчас они интересны лишь искусствоведам и коллекционерам. И я, внимательный читатель, рисую по описаниям авторов — а не так, как это изобразил кто-то другой и зритель к этому образу привык.

Л Считается, что художникам, писателям, поэтам открыто больше, чем обычным людям. Согласны?

ИИ Людям с воображением, пожалуй, открыто больше. Когда можно, лежа на траве, разглядывать разных животных в проплывающих облаках. Когда в кляксе от чая на столе можно увидеть мифическое существо. И не забыть об этом, а записать или нарисовать потом.

Л Расскажите об источниках вдохновения. Моне брал его в природе, цветах, а что способно вдохновить вас?

ИИ Текст. Я читаю, и что-то начинает в голове возникают — какие-то образы, сценки. Беру «блокнот» (скетчбук, молескин) и делаю набросок. Потом начинаю «копать» — собирать информацию об этом времени, эпохе, интерьере. Для меня «Упырь» — это сборник литературных шедевров. Вдохновения там вагон и маленькая тележка, на годы вперед.

          

Л Чем занимаетесь в свободное от работы время?

ИИ 21-й век! Интернет. Смотрю ролики, шоу, сериалы. Гуляю при хорошей погоде в лесопарковой зоне. «Птички поют, душа поет...»

Л В одном из своих интервью вы упоминали, что ваш любимый персонаж — Баба-яга. Чем интересна эта героиня?

ИИ Ну, кому не интересен образ старой злой бабки с костяной ногой, летающей в ступе с помелом? Живущей в избушке на курьих ножках, за забором из кольев с черепами на них? Старухи, которая является проводником между мирами Живых и Мертвых, Явью и Навью? Ну, и так далее. Раскрывать этот образ можно долго-предолго, самостоятельно — и как древнеславянский миф, и в сравнении с европейскими колдуньями, ведьмами, штригами.

Л Что самое приятное в вашей работе?

ИИ Нравится как сам процесс, так и результат. Ну, а потом — приятно, если книга хорошо издана. Когда открываешь новую книгу в первый раз, она характерно хрустит. И запах от страниц приятный.

Л Над чем работаете сейчас?

ИИ Недавно закончил для издательства «Феникс» работу над тремя томами Г. Ф. Лавкрафта. С редактором издательства обсуждаем, планируем новый проект в жанре фантастики, мистики. Есть в работе и другой проект: сатирический, но в жанре фантастики. Подробнее не скажу — пока секрет.
Подробнее: https://www.labirint.ru/now/klub-straha/


Подробнее: https://www.labirint.ru/now/klub-straha/Иван Иванов родился на Урале, там же учился 8 лет. Окончил ДХШ и художественно-графический факультет КПУ. Свой творческий путь начал в детстве, когда родители увидели талант сына. Они всячески способствовали развитию его способностей и покупали хорошие краски и кисти. Свой первый заказ Иван получил в 6 лет: он разрисовывал витрины местной «булошной» к Новому году. Стоя целый день на табуретке и рисуя снег, бороду Деда Мороза, снеговиков зубным порошком (белой гуаши было мало), Иван заработал первый гонорар — большой кулек карамели.