Читатель Толстов. Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова

Читатель Толстов
Обзоры литературных новинок от Владислава Толстова
Владислав Толстов - фантастически эрудированный и плодовитый рецензент, чьи регулярные обзоры новых книг постоянно выходят на сайте БайкалИнформ.

Рецензии Толстова отличаются тонким чувством юмора и неподражаемым авторским слогом.

За последний месяц Толстов прочитал и написал о девяти наших книгах.

Мы собрали все эти рецензии в одном месте и предлагаем вам прочитать их.

Ольга Погодина-Кузмина «Новые русские»
Дмитрий Данилов «Человек из Подольска и другие пьесы»
Карин Альвтеген «Эффект бабочки»
Эмма Беккер «Дом»
Кирилл Рябов «777»
Ирина Левенталь «Мой секс»
Андрей Степанов «Исчезающее счастье литературы»
Ян Муакс «Орлеан»
Юлия Гайнанова «Бутылка»
Читатель Толстов: выпуск 492
Ольга Погодина-Кузмина «Новые русские»

Это юбилейный, 60-й том в серии «Книжная полка Вадима Левенталя», и я, кажется, единственный, кто написал про каждую книгу из этого импринта, начиная с «Зачем ты пришла?» Романа Богословского, которая в январе 2019 года эту серию и открыла. А теперь под одной обложкой изданы все романы из трилогии, которая получила название «Новые русские». Первый роман, «Адамово яблоко», вышел десять лет назад, и я до сих пор помню, какой шум тогда поднялся, потому что там про любовь богатого нувориша и юного эфеба, такая метафора новейшей истории, даже скорее попытка выстроить семейную сагу одного крутого провластного финансиста как античную трагедию, и запретная любовь тут как раз в тему. Это и десять лет назад выглядело откровенно и вызывающе (потом последовали еще два романа – «Власть мертвых» и «Сумерки волков»), даже интересно, как новое поколение читателей воспримет эти произведения Ольга Погодиной-Кузминой – кстати, у нее это третья книга в «Книжной полке Вадима Левенталя», до этого выходили «Не чужие» и роман «Уран».
Дмитрий Данилов «Человек из Подольска и другие пьесы»

Еще одна новинка из серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Дмитрий Данилов в свое время написал потрясающую книгу «Горизонтальное положение», такой дневник москвича, состоящий из одних номинативов (сидение в кресле, чтение, поедание пиццы, горизонтальное положение, сон), я в свое время считал, что это и есть та самая экспериментальная проза, о которой пишут московские критики. А оказывается, Данилов не менее известен как драматург. Причем у него такие сюжеты немного абсурдные, парадоксально искажающие реальность – привели мужика в полицию для проверки документов, и начинается какой-то сюр; или пришли к мужику сразу три курьера, принесли посылочку, и начинается какой-то сюр; или встречаются люди в зум-конференции, и начинается какой-то…ну, вы поняли. Пьесы – немного не мой жанр, может, в «Книжной полке» переиздадут когда-нибудь «Горизонтальное положение» или другие прозаические тексты Дмитрия Данилова, они тоже очень неплохие.
Читатель Толстов: выпуск 496
Карин Альвтеген «Эффект бабочки»

Сюжет построен на приеме, на котором Торнтон Уайлдер в свое время написал роман «Мост короля Людовика Святого». Там, помните, оборвался подвесной мост и погибли пять человек, и монах, ставший очевидцем трагедии, пытается понять, почему именно эти пятеро в трагическую минуту оказались на мосту? В «Эффекте бабочки» легковой автомобиль врезается в поезд дальнего следования, погибает 11 человек. И снова вопрос – почему именно эти люди, а не другие? Что привело к тому, чтобы в роковую минуту именно они оказались там, где их настигла смерть? Случайности оказываются неслучайными, события из далекого прошлого напоминают о себе, пророчества сбываются, а былые тревоги оказываются реальными… Это не первая в России книга Карин Альтвеген, известной шведской писательницы, мастера психологического триллера и лауреата многочисленных жанровых премий, в том числе премии «Стеклянный ключ» за лучший криминальный роман Скандинавии.
Читатель Толстов: выпуск 497
Эмма Беккер «Дом»

Очередная маленькая сенсация из серии «Коллекция Бегбедера», для которой тексты отбирает один из самых безумных (если говорить о читательских вкусах) читателей Европы, он же писатель Фредерик Бегбедер. «Дом» - сложный синтез автофикшена, физиологического очерка и философской прозы. Сама Эмма Беккер решает провести антропологический эксперимент и на два года становится официальной проституткой в публичном доме в Берлине под псевдонимом Жюстина. Ожидаешь, что сейчас начнутся откровения о том, как выглядит труд секс-работниц изнутри, но Беккер говорит не только о работе проститутки. Она в принципе пытается понять, на каких психологических и мировоззренческих основаниях устроена сфера сексуальных услуг, какие женщины туда приходят, и как это вообще – быть легальной проституткой. Чтение как минимум увлекательное (к тому же Беккер то и дело пускается в рассуждения о нелегкой женской доле), но познавательное к тому же. Особенно в России, где разговоры о легализации проституции не утихают уже лет двадцать.
Читатель Толстов: выпуск 501
Кирилл Рябов «777»

Вот работает человек, берите пример! За последние два года это уже четвертая книга Рябова (и третья, которая выходит в импринте «Книжная полка Вадима Левенталя»). Опять дурацкая история, опять среднерусская тоска (хотя действие, как я понял, происходит на Дальнем Востоке – там главный герой все собирается на такси уехать в город Артем, в аэропорт). Опять очередной неудачник, сорокалетний никчемыш, зарабатывающий десять тысяч рублей поваром в забегаловке «Повелитель бургеров», идет за сигаретами. Не хватило денег, он шлепает к банкомату, там какой-то сбой – и парню вместо двухсот рублей банкомат щедро отваливает два миллиона в купюрах разного достоинства. Вот он, подарок судьбы, вот она, возможность бросить свою неправильную жизнь и начать правильную. И что же он делает? Ну, сначала три счастливых дня с полным набором представлений главного героя о прекрасном – виски, проститутки, возможность пойти в туалет и вытереть жопу бумажными деньгами, потратив на процесс пару тысяч. Потом – отрезвление, его обступают коллекторы, бандиты, полицейские, каждый требует свою долю, и с ними лучше не шутить. И все это похоже на какой-то сценарий братьев Коэнов, какой-нибудь «Фарго», где все злодеи на поверку оказываются такими же придурками, которых упавший с неба миллион не сделает ни умнее, ни счастливее. Рябов, конечно, один из лучших молодых писателей сегодня. Его тексты экранизировать надо, где вы, русские коэны и тарантины, такой материал пропадает!
Ирина Левенталь «Мой секс»

Книга вышла в серии «Книжная полка Вадима Левенталя», и это, конечно, сильный ход. Опять взлом очередного табу, в предисловии сам Левенталь пишет: «Глупо делать вид, будто я не имею к этой книге никакого отношения. Ее автор — моя первая жена. Ну и я ей эту книгу немного помогал писать. Это не автобиография и даже не автофикшн, это скорее все-таки по жанру — традиционный роман воспитания». Важное признание, потому что первым делом в романе Ирины Левенталь будут искать автобиографические подробности. Они там если и присутствуют, то жанр все-таки другой – не документалистика, а художественная проза, авторский вымысел, главную героиню зовут Нина, Нина рассказывает о своей жизни через эволюцию собственных сексуальных умений и познаний. Получается действительно роман воспитания, хотя иногда оторопь берет, конечно: ну и жизнь у этих красивых интеллигентных петербургских девушек, каких только, скажем так, приключений не выпадает на их упругие жопы! Вместе с Ниной пройдем по всем остановкам ее сексуальной биографии: потеря девственности, оргазм, мастурбация, стриптиз, эротические фантазии, оральные ласки, незащищенный секс, ревность, флирт, изнасилование, проституция, лесбийский секс, анал, секс-игрушки, BSDM. Самореализация через секс – сюжет, в общем, не новый, и скучный, потому что секс, увы, занятие однообразное при всем богатстве практик, техник, приемов, приспособлений и партнеров. Это как «Сексуальная жизнь Катрин М», помните, была такая нашумевшая книжка, которую читать невозможно. Но «Мой секс» сильно отличается – прежде всего потому, что книга это веселая. Науку страсти нежной Нине предстоит постигать с участием, эээ, довольно странных партнеров: «Он втиснулся носом между моими ягодицами и стал широко водить языком по промежности. До крайности нелепо: очевидно, он тоже не знал, как это делается. Я ровным счетом ничего не чувствовала, разве что было слегка щекотно. Если бы Рома не остановился сам, мне пришлось бы прервать его, но он, то ли почувствовав, что я лежу как бревно, то ли решив, что долг платежом красен, но не более того, оторвался от меня, вздернул обратно трусы с колготками, сел, расправил на мне юбку и сказал не волнуйся, все будет, но позже. Именно так и сказал— надо думать, под влиянием плохих переводов из своей фильмотеки».
Андрей Степанов «Исчезающее счастье литературы»

Еще один (62-й по счету) том из серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Андрея Степанова я помню: 15 лет назад он был одним из финалистов первой премии «НОС» с книгой «Сказки не для взрослых». Питерский филолог, доктор наук, профессор и все такое, близкий коллега другого известного писателя-филолога Андрея Аствацатурова. Но тексты у Степанова (а «Исчезающее счастье литературы» - это сборник рецензий, эссе, публицистики о прочитанных книгах) мне показались лучше, много лучше. Во-первых, я раньше никогда не встречал, чтобы рецензии на книги были написаны в форме трактатов – такие обстоятельные, сложно выстроенные тексты с массой «заходов» в смежные области гуманитарных знаний. Во-вторых, Степанов пишет очень квалифицированно: он не просто делится впечатлениями от прочитанного, он аргументированно объясняет, чем хорош или плох тот или иной текст, и обнаруживает массу сближений, аллюзий и литературных параллелей. И в-третьих, это просто очень классно написано – занимательно, вдохновенно, увлеченно. Испытываешь зависть к человеку, который способен ТАК читать книжки, с таким уровнем погружения и осмысления текстов. Отлично.
Читатель Толстов: выпуск 502
Ян Муакс «Орлеан»

Ну вот подоспела еще одна книжная новинка в серии «Бегбедер рекомендует» - это, напомню, французский писатель, живой классик европейской литературы Бегбедер читает разные книги и рекомендует те, которые ему особенно понравились. Судя по тому, какие книги уже выходили в серии, его вкусу вполне можно доверять. Тем более заметно, что Бегбедеру чаще всего приходятся по вкусу разные фокусы с композицией, стилем, сюжетом. Вот как в этой книге: сначала автор рассказывает историю своей жизни, потом эта история звучит снова, только в пересказе людей, которые появляются в первой части как персонажи. Они снова рассказывают историю, но теперь уже со своего ракурса, и получается как в первом сезоне сериала «Любовники», где одни и те же события в восприятии разных героев выглядит как части совершенно разных сюжетов.
Читатель Толстов: выпуск 503
Юлия Гайнанова «Бутылка»

Две женщины, обе семейные – точнее, одна недавно развелась, обеим чуть за 30. Обе выпивают, причем у них разные стратегии употребления алкоголя: одна напивается редко, но метко, в хлам, до соплей, не помнит наутро, как попала домой и что вытворяла. Вторая пьет каждый вечер как бы по чуть-чуть, но один бокал десять лет назад давно превратился в три-четыре теперь, и эта тропинка ведет вниз. И вот они, Юля и Ксения, садятся и решают год не пить, и вести дневник этого трезвого года. А заодно разобраться в своих отношениях с близкими, с работой, с карьерой, с детскими травмами, но прежде всего – с алкоголем. Года три назад я писал о книге финской журналистки Сары Хепола «Трезвый дневник», отчаянной исповеди женщины, у которой алкоголь отнял все, и она написала книгу, чтобы разобраться, не слишком ли высокой оказалась плата. Книга Юлий Гайнановой – она, я бы даже сказал, сильнее. Во-первых, это наши русские девушки, то есть реалии, которые они описывают, нам близки и понятны. Во-вторых, они говорят не только о своей зависимости, они вообще рассуждают о роли алкоголя в медиа, в общественной жизни, об «алкогольной этике», которая проглядывает практически во всех сериалах, книгах и фильмах. Книжка получилась отменная, исповеди девушек – жутковатые, местами беспощадно откровенные, но всем, у кого в семье есть пьюшая (и даже умеренно выпивающая) женщина – читать обязательно.