Александр Лидин: «Классические детективы – это не только Агата Кристи, Конан Дойл, Сименон и Чейз».

20.06.2019

Александр Лидин: «Классические детективы – это не только Агата Кристи, Конан Дойл, Сименон и Чейз».

Александр Лидин: «Классические детективы – это не только Агата Кристи, Конан Дойл, Сименон и Чейз».

«Клуб классического детектива» в издательстве «Флюид ФриФлай». Станет ли он площадкой для возрождения жанра русского классического детектива, с которым, как выяснилось, приключилась вполне детективная история – с политическим и идеологическим убийством, «расследованием» которого занимается сейчас писатель, редактор, составитель и издатель Александр Лидин (Александр Николаевич Тишинин). Именно он оценивает приходящие на конкурс рукописи, ведет розыск утраченных литературных произведений в архивах и наследников их авторов. В серии уже вышли две книги. Первая – детектив о сыщике Путилине под названием «Убийство в Невском переулке» от Игоря Москвина. Вторая – уникальное репринтное издание «Трущобы Петербурга» малоизвестного Константина Туманова, который написал свой роман еще до всем известного романа «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского.

Постараемся выяснить причинно-следственные связи этого непростого издательского процесса, связанного с книгами, которые должны вернуть читателя к истокам детективной классики.

001.jpg

- Александр Николаевич, давайте поговорим о русском классическом детективе конца XIX начала XX века, который вы начали представлять в своей серии «Клуб классического детектива».

- Тема классического русского детектива очень интересная и очень сложная. Ведь жанр у нас в стране практически не развивался, и все приличные русскоязычные детективы после 1917 года (за редким исключением) выходили за рубежом, причем, больше в Харбине, чем в Париже и Берлине. Большую часть этих книг вообще не достать, а все что выходило до революции... Это отдельная весьма печальная история, тем более что с дореволюционнными детективами активно боролись… Тот же Корней Чуковский. Достаточно вспомнить его статью "Нат Пинкертон и современная литература". А окончательно точку поставил один из соратников Троцкого Павел Исаакович Калецкий, заклеймив жанр детектива, как "оружие буржуазной пропаганды". Когда в середине 20-х уже сложившаяся жанровая литература (фантастика, детектив, женский роман) была практически объявлена вне закона в нашей стране, остановилось развитие жанра как такового.

- Тем не менее вытравить детективный жанр в СССР не удалось.

- Он в какой-то степени был национализирован, стал «советским детективом». Появились книги о "бывших", о вредителях, шпионах и прочее. То есть стали появляться скорее шпионско-приключенческие, а не детективно-уголовные романы. А настоящие детективы, даже Конан Дойл, изымались из библиотек и уничтожались, как идеологически вредные...

- Ваш "Клуб классического детектива", его миссия - возродить русский детектив в современной России?

 - Вовсе нет. Слишком всеобъемлющая задача. Я бы сказал так: сделаем, что сможем, и хотя ни о каком возрождении нет и разговора, мы по крайней мере попробуем показать классический детектив во всем его многообразии от мистического-детективных романов (а-ля доктор Фу Манчи) до уголовных историй в духе Туманова. Существует множество детективных серий, построенных по совершенно разным принципам как культурно-языковым (условно «Детектив Англии», «Детектив Франции»…), так и авторским (условно «Книжная полка Конан Дойля», «Агата Кристи рекомендует» и так далее). Любая подобная серия самоограничена и рассчитана на любителей, одного сюжета, одного варианта подачи материала, повторяющегося в различных вариациях. Мне же хотелось бы прежде всего показать все возможности и глубину жанра «детектива» как такового, различные варианты подхода к теме различными авторами по большей части неизвестными или малоизвестными российскому читателю, и тем не менее сделавшими ощутимый вклад в развитие детективного жанра…

- Почему это нужно делать?

- Любая литература, а особенно жанровая, развивается сообразно с развитием общества. И в течение почти ста лет, в отличие от литературного процесса в нашей стране, во всем мире детективы продолжали видоизменяться – придумывались новые ходы, новые варианты подачи материала в соответствии с требованием развивающегося общества. «Уголовный роман» превратился в «Криминальный». Возникли такие поджанры как «Нуар», «Триллер», «Хэви Мэталл (Тяжелый металл)» (только не надо путать последний с музыкальным направлением) и многие другие, а в СССР тем временем зародилась и крепла иная жанровая литература, отражающая идеологические потребности страны развивающегося социализма.

- А как же книги про расследования милиции? Были же детективные сюжеты без особой идеологической окраски.

- Нет, конечно, сквозь сеть цензуры, особенно в послевоенные годы, проскакивали отдельные книги (не бывает правил без исключений), но о какой-либо тенденции, о развитии жанра говорить нельзя. Детективная литература, как таковая, выродилась в революционно-приключенческий роман, который много позже в 70-х назвали «истерном». Некоторые из «истернов» с натяжкой можно было отнести к детективам, то есть там присутствовала ярко выраженная детективная линия, хотя в основе все равно лежала не борьба сыщика со Злом, как таковым, а классовая борьба, и действия героев диктовались исключительно политическими мировоззрениями. Возьмите классическую серию «Советский детектив», выходившую в начале 90. Очень показательно. Хотя, при желании и «Атомную крепость» Цацулина, и «Похождения Нила Кручинина» Шпанова можно назвать детективами, хотя по сути своей это скорее шпионско-приключенческие романы.

- Ну, те времена идеологического давления давно прошли. И сейчас вы хотите…

- Вернуться к истокам. Хотелось бы создать серию, которая на примере современных авторов, стилизующих свою прозу под начало ХХ века, или авторов тех времен показать, что классические детективы – это не только Агата Кристи, Конан Дойл, Сименон и Чейз.

- Чем русский классический детектив отличается от других, от того же английского?

 - Само понятие «Классический детектив» слишком расплывчатое. В основе этого жанра лежат книги совершенно разные по своей сути. Ведь, что такое детектив? Это жанровая литература. То есть литература, в основе которой лежат исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки, и то не всегда. Но в чем задача Автора, автора с большой буквы? Нарисовать реальность такой, как он её видит, обозначить сверхзадачу произведения и так или иначе подвести читателя к собственной трактовке решения проблемы. Детектив? Это всего лишь фон, завлекающий читателя…

- Почему фон? А разве не действие, не событие на фоне завлекает читателя? Поясните.

- Возьмем классические примеры: роман Тургенева «Отцы и дети» и роман Горького «Мать». Оба автора по-своему гениальны и хотя одна из сверхзадач и того и другого произведения одна -- показать способы решения проблемы взаимоотношения поколений, делают они это разными способами, используют разный фон и разные приемы преподнесения темы.

То же с детективом, как жанром. В ответ на вопрос: чем русский детектив отличается от того же английского, хочется задать встречный вопрос: а чем классическая английская литература отличается от русской? Чем Диккенс отличается от Толстого или Достоевского?

- Хорошо, вот, в английском царствует Агата Кристи, а кто в русском?

 - Ну, если не брать современных авторов, а отправиться в начало столетия, отбросить авторов нескольких романов, которые, принося должный вклад в жанр, терялись на фоне общего литературного потока, то наиболее популярными были детективные брошюры издательства «Развлечение», о приключениях Шерлока Холмса (естественно к Конан-Дойлу эти произведения никакого отношения не имели), Ната Пинкертона, Картера Брауна, Карла Фрейберга и… Ивана Путилина. В то время они выходили чудовищными тиражами в виде мягких-брошюрок и стоили 5 копеек за выпуск. Большую часть данных произведений, насколько мне известно, написал Петр Петрович Дудоров, часто подписывающийся как П. Орловец. Был также В.А. Редер — псевдоним за которым скрывалось несколько известных литераторов, кто именно до сих пор неизвестно, а так же Барон Олшеври («Больше ври» -- псевдоним за которым скорее всего скрывался автор популярного в те годы «Синего журнала» Сергей Яковлевич Стечкин, использовавший так же псевдоним Сергей Соломин (у последнего наиболее известен роман «Вампиры»)). Кстати сказать, в наше время после 2000 года, многие издательства переиздавали того же Пинкертона и в целом тираж превысил миллион экземпляров, сравнявшись, а порой и обогнав таких мастеров современной прозы как Маринина, Устинова и иже с ними…

- Странно, что при таких тиражах имена тех авторов остались малоизвестными. Кого еще можно назвать мастером русского детектива?

- Но если говорить о более серьезной литературе хотелось бы в первую очередь выделить Зарина Андрея Ефимовича -- автора более двух десятков детективных повестей и рассказов; Ашурамова Николая Дмитриевича; Шкляревского Александра Андреевича -- автора уголовных романов; Красницкого Александра Иванова, который под псевдонимом Александр Лавров выпустил с десяток приключенческо-детективных романов, Панова Семена Александровича, который будучи сам судебным следователем писал свои книги по реальным уголовным сюжетам. И это только самый верх айсберга. Существовали авторы одного романа, вроде того же Константина Туманова, кроме того к жанру детектива обращались многие классики, вспомните хотя бы тех же «Бесов» или «Преступление и наказание» Достоевского.

 - Есть ли у нас школы русского детектива?

- Школы русского детектива, как я уже говорил ранее, не существует. Есть выдающиеся авторы, и есть подражатели.

- Тогда как воспитать плеяду авторов, не просто подражателей, а которые могли бы развивать это литературное направление с учетом веяний новой эпохи?

- Для того, чтобы делать это в первую очередь необходимо две вещи: административный ресурс и финансы. Собственно, мы с Иаром Эльтеррусом этим периодически занимаемся: лет пять назад организовали Литературный клуб «Живой Металл» при финансовой поддержке издательства «Северо-Запад» и административной поддержке Союза писателей СПб. Мы работаем и с молодыми авторами, помогаем Ю.Андреевой издавать серию «Петраэдер» (серия где печатаются короткие произведения начинающих и маститых авторов) и отдельно выпускаем сборники «Живой металл». Одно время даже вручали премии.

  - Вернемся к истокам. Какие проблемы связаны с репринтом антикварных детективов?

 - Проблемы есть. Если права на переиздания у наследников, то требуется их найти… Если мы касаемся старинных детективов, которые давно вышли из правового поля (как, к примеру, «Петербургские трущобы» Туманова) то, просто порой тяжело отыскать сам оригинал, или он стоит у хранителя экземпляра книги столь непомерную сумму, что нет смысла его выкупать для переиздания... На территории нашей страны жанровую литературу уничтожали в течение 80 лет, добавьте к этому две войны (Гражданскую и Великую Отечественную), которые уничтожили большую часть  частных коллекций. А если книга выходила не в Петербурге или Москве, а где-нибудь в провинции, да тиражом тысячи три…

 - … ее уж не восстановить. И тем не менее, вы вступили на эту дорожку. Наверное есть смысл попробовать собрать пул экспертов, заинтересованных в реанимации русского детектива в современной России? Может наследников авторов можно найти за рубежом?

 - Насчет экспертов скажу вам совершенно точно: по фантастике и по приключениям есть такие, а по детективам нет. Слишком долго и масштабно уничтожался русский детектив. Кроме того, поиск и вообще возрождение этого литературного течения – штука дорогая. Кто будет оплачивать проживание в гостиницах, работу «наставников», семинары и прочее, а ведь нужны еще профильные журналы и сборники, премии? Однако, если речь идет о возрождении культуры чтения в нашей стране, то в первую очередь нужна государственная программа по восстановлению жанрово-развлекательной литературы, потому что без включения госресурса ничего не выйдет… И возглавить ее должны не чиновники, устраивающие бессмысленные книжные ярмарки, а те кто реально выбирает что и как издавать, формируя вкусы читающего населения, но это отдельный и долгий разговор…

 - И тем не менее процесс идет, серия издается. Какая книга будет следующей в серии?

- Перечислю по-порядку, хотя не хотелось бы открывать перед читателями содержание книг, все-таки детектив это в первую очередь тайна.

Т.Ханшеу «Человек из Скотланд-Ярда». Один из романов о Гамильтоне Клике — английском варианте знаменитого Видока начала хх века.

О.Мушинский «Кронштадтский детектив». Современный автор. Я бы назвал роман псевдомистическим детективом. Вначале все указывает на присутствие потусторонних сил, но как выясняется, все мистика надумана (как и в «Собаке Баскервилей» Конан-Дойла), а преступники обычные люди, пытающиеся скрыть свои гнусные делишки под покровами легенд и суеверий… 

Я. Забелина «Книга мертвеца». Страноведческий детектив. Европа, начало ХХ века.

В. Дьякова «Фарфоровый бес». Мистический детектив. Русский вариант доктора Фу Манчи (Профессора Мориарти или Лица-Череп (автор Роберт Говард)).

Также из классики готовятся к изданию романы Фергуса Хума, Николая Шебуева и исторические детективы Никиты Филатова.

- Есть ли у Вас какие-то пожелания к читателям?

- Больше читайте…

 


ИД «Городец»

Издательский Дом «Городец» создан в 1996 году. За короткий срок он стал одним из лидеров среди издательств России и стран СНГ.

Подписка на новости издательства