Альбина Гумерова: «Я, как истинный невротик со стажем, описываю недостижимый идеал, к которому стремлюсь и никак не достигну»

16.08.2019

Альбина Гумерова: «Я, как истинный невротик со стажем, описываю недостижимый идеал, к которому стремлюсь и никак не достигну»

В книжной серии «Ковчег» писатель Андрей Геласимов собирает талантливых прозаиков, пока необремененных всенародной славой, но ей богу, ее достойных. Альбина Гумерова – заметный автор в среде «ковчеговцев». Ее рассказ вошел в первую книгу серии «Ковчег». Скоро выйдет ее собственный сборник повестей и рассказов под названием «Дамдых». Так называется одна из повестей и так назвали весь сборник. Герои книги – женщины. Поговорим с автором и постараемся понять, какие вопросы жизни писатель старается отразить в своей книге, причем, так, «чтобы читатель, закрыв книгу, остался бы жить с ними дальше».

 Спрашивает Владимир Чернец, объясняет Альбина Гумерова.

 - Альбина, сборник "Дамдых" о женщинах. Это значит, что он только для женщин, мужчинам "вход воспрещен", не поймут?

- Как говорила Зинаида Гиппиус: «Я по половому признаку не объединяюсь». Думаю, интересно будет как женщинам, так и мужчинам. Это я проверила однажды, когда ехала в поезде: распечатала повесть «Кройка и житье» (которая тоже вошла в книгу), чтобы редактировать в дороге. Мой попутчик – обычный деревенский работяга средних лет попросил почитать. И оторваться не мог. «Вааще интересно!» - так он сказал. Однако, дочитать не успел – сошел с поезда раньше, чем я. Рукопись я ему не дала. Он спрашивал, чем закончилось, я не сказала. Надеюсь, дочитает уже в книге J. Многие женщины, думаю, узнают себя, рефлексия моих героинь будет им понятна. Поэтому сборник «Дамдых» будет интересен всем, кто любит читать.

 - Какие выводы после прочтения, Вам кажется, должны сделать читательницы и мужчины-читатели?

- Выводы… Интересный вопрос. Я, как истинный невротик со стажем, описываю недостижимый идеал, к которому стремлюсь и никак не достигну. Героини моих рассказов и повестей – не идеальные, но они искренние, настоящие и самое главное, у них идет постоянная работы души. Когда хочется отомстить – а ты не мстишь, пытаешься простить, понять, принять и обидчика своего, и себя, такую неидеальную. Когда тебя не любят, а ты все равно любишь и служишь человеку, сначала через «не могу» и «не хочется», а потом организм привыкает, страсти, которые терзали душу, кусками отваливаются, освобождая место для настоящего. И уже оказываешься на стороне абсолютного добра и любви и остается только радоваться, видя, как человек отогрелся рядом с тобой, как он меняется, расслабляется и, наконец, отвечает взаимностью (или не отвечает).

 - Глубоко… Это все из личного опыта?

- Я, к сожалению, не способна любить и служить, если нет обратной связи или она слабая. Я погружаю своих героев в определенные предлагаемые обстоятельства, чаще всего неблагоприятные, и исследую возможности их души. Конечно, к свету некоторые приходят, но обязательно через сильное внутреннее сопротивление. Я исследую путь человека к самому себе и к Богу.

Мне кажется, каждая читательница сделает свой вывод: одни скажут: «да ну, так не бывает», а другие, напротив: «только так и бывает, только такой путь к счастью и возможен». А мужчинам-читателям моя книга будет неким экскурсом во внутренний мир женщины – такого противоречивого, неясного мужскому ума существа.

 - "Женское счастье", какое оно?

- Так и хочется ответить: «Был бы милый рядом, ну а больше ничего не на-а-адо». Очень даже надо! Причем, жизнь наша сейчас такая, что «милый» далеко не на первом месте. И вообще, счастье, мне кажется, не бывает женским или мужским. То, что происходит у человека сегодня – это и есть его счастье, даже если человек этого не понимает. Проблема людей в том, что счастье для многих – это исполнение желаний. Ритм нашей жизни, особенно в столичных городах – бешеный. А стоит только чуть замедлиться, осознать, как много у тебя уже есть – сразу чувствуешь себя счастливым. Лично я ощущаю счастье даже на физическом уровне: мурашки по всему телу и щиплет в носу.

 - И все таки, какое оно классическое женское счастье, когда «до мурашек»?

- Как говорила Анна Ахматова: «Женщины любят тех мужчин, кто ими занимается». Вот, пожалуй, если рядом с женщиной есть такой мужчина, она его, возможно, не сразу, но полюбит и будет с ним счастлива. Ну и далее, весь «джентельменский набор» (хотя, в нашем случае, «лединский»): дом, послушные дети, большая собака, заботливый муж, тихая свекровь, активная мама на пенсии, которая живет отдельно, но в любой момент готова посидеть с детьми, и т.д. Но и тогда женщина найдет повод для страдания. Счастье – это ответственность. Счастье, возможно, тоже недостижимый идеал, к которому мы идем всю жизнь, но приходим только в финале. Возможно, тот миг, когда тело теряет двадцать один грамм веса и есть счастье. Для меня счастье быть в ладу с собой в первую очередь.

 - Были ли реальные прототипы героинь повестей и рассказов?

- Были, но немного. Люди, которые меня вдохновили даже не историей жизни, а просто внешним видом, голосом, манерой одеваться. Увидела, и рука потянулась к блокноту с ручкой. Сначала фиксация эмоции, а потом из этого наброска рождается рассказ или повесть. Описывать реальную жизнь реального человека я не очень люблю, мне больше нравится придумывать.

 - Со временем мир меняется, и женщины тоже, наверное. Дочери отличаются от матерей, а сравнивать внучек и бабушек наверное вообще очень сложно. И все-таки, что в жизни женщин татарской национальности не меняется? И это хорошо или плохо?

- Во Вселенной все меняется каждую секунду, что уж говорить о людях! Конечно, одно поколение не похоже на другое. Нет перемен – нет жизни. Насчет татарских женщин и семейных традиций… Все семьи разные. Меня, мою мать, мою бабушку, прабабушку воспитывали так, что дочь подчиняется отцу, жена мужу. Мужчина в доме главный, он приминает решения. Такое отношение к мужчине, наверное, впитывается с молоком матери. Но прошу не путать с бесправностью, это совсем не так. Женщин в нашей семье уважали, с их мнением считались, о них заботились. Моя прабабушка, 1909 года рождения рассказывала, что ее муж не позволял ей даже самовар поднять, когда она была в положении. И еще нас с детства приучали к труду. Я родилась и росла в городе, мне достались только дачи. Помню, как я собирала ягоды, поливала помидоры и кабачки, сажала и убирала вместе со всей семьей картошку. В детстве этим тяготишься, но сейчас это одни из самых дорогих воспоминаний: бабушки, дедушки живы, мы делаем общее дело на свежем воздухе.

 - И в этом поколения женщин похожи…

- Да, думаю, не меняется или мало меняется любовь к физическому труду на земле, к рукоделию и отношение к мужчине. Он главный, он ведущий. И, знаете, это прекрасно. Это очень уютно. Это совсем не значит, что у женщин нет ответственности, это не значит, что ее дело – рожать детей и заниматься домом. Просто каждый занимается своим дело: он – мужским, она – женским. У каждого свой набор обязанностей, свой «участок» за которые он отвечает. По опыту могу сказать, что и мужчине нравится, когда женщина ведомая. Он чувствует себя хозяином, значимым, раскрывается лучшие его качества. Женщину любит и оберегает ее каким-то особенным образом, быть может, в благодарность за эту возможность – быть хозяином. И сама женщина ничуть не теряет от этого – напротив, она освобождена от многого, что ей по силам, она тоже раскрывается лучшими своими качествами, которые и ей, и ее мужчине принесут радость. Открыть в себе таланты, реализоваться в профессии. Такая модель отношений ничуть не предполагает, что женщина молча соглашается с мужскими решениями. Если ее что-то не устраивает или она сомневается – все обсуждаемо.

 - Да, мужчинам определенно стоит прочесть сборник! Какие героини в вашей книге главные? И что в них такое важное?

- Наверное, Роза из «Повести о Розе». Она та самая «печка», от которой танцуют. Роза, Венера, Суфия – если говорить о повестях. В книгу вошли и два моих рассказа, один из них «Танечка» – абсолютная выдумка, без прототипов. Написанный из головы, без сердца. Многим этот рассказ нравится, но когда я его перечитываю, мне кажется, что не я его написала. Мне, кстати, люди говорили, что я внешне не похожа на свои тексты. Черты характера… покладистость, мудрость, смирение – как они к этому приходят. А вот рассказ «Танечка» - пример того, как не надо жить, как не надо себя вести – там героиня властная, более менее успешная женщина, которая была в семье главной, выполняла мужское, и в итоге не только проиграла, но и прожила несчастливую жизнь: заработок ее не принес ей удовлетворения, как жена она не состоялась, хотя и была замужем, как мать тоже – несмотря на то, что имела двоих детей.

 - Про себя расскажите. О чем мечтаете, например?

Сниматься в кино. Скучаю по своей первой профессии… театр я уже не потяну, а кино могла бы, думаю.

 - Актуальная тема нашей жизни какая? О чем стоит написать роман? Или рассказ.

- Тем всего две – любовь и смерть. Писать можно обо всем, если за дело берется художник. Писать лучше о том, что тебя волнует, что болит – только так получится что-то стоящее.

 - А писать на злобу дня?

- О злобе дня и актуальности темы нужно думать в последнюю очередь. Хорошо если актуальность совпадет с тем, что тебя волнует. Если нет – все равно роман или рассказ найдут своего читателя. Потому что готовый роман или рассказ – даже если он не опубликован, он уже состоялся во Вселенной. Он есть, и когда придет время, о нем узнает чуть больше народу, чем автор и его близкие люди, которым он давал почитать. У меня в книге самый молодой рассказ – 2008 года, вот он одиннадцать лет ждал. В 2014-м я закончила редактировать «Кройку и житье», и только спустя пять лет она выходит. Литература – это все очень небыстро: и процесс написания, и время, когда вещь должна отлежаться, и процесс чтения настоящей литературы тоже небыстрый.

 - И все же, о чем писать?

- Возможно стоит порассуждать в литературе на тему child free. Когда это осознанный выбор мужчин и женщин. Интересно было бы увидеть Россию и русских глазами нерусского дворника или любого другого рабочего. Позднее взросление и его последствия. Путь атеиста к Богу. Это то, немногое, о чем мне интересно было бы почитать и о чем интересно было бы писать. Любая литература так или иначе должна делать попытки ответить на вопросы, которые есть у каждого человека. Или хотя бы суметь сформулировать вопросы, чтобы читатель, закрыв книгу, с ними остался жить дальше.


ИД «Городец»

Издательский Дом «Городец» создан в 1996 году. За короткий срок он стал одним из лидеров среди издательств России и стран СНГ.

Подписка на новости издательства